Школа вокала «Voca-Beat» рассказывает Вам о музыкальном жанре Chanson.
Школа вокала «Voca-Beat» поможет Вам найти новую грань своей личности с помощью голоса на уроках вокала! И вы увидите, как музыка изменит Ваш мир.
Словом «шансон» в России принято называть много разных жанров музыки, как песни французской эстрады конца девятнадцатого века в стиле кабаре, так и полифонические вокальные произведения XV—XVI вв. Однако во Франции, где зародился стиль, слово «шансон» означает «песня», и в значениях, к которым мы привыкли, не употребляется.
Считается, что первым из известных шансонье был Гильом де Машо, который жил в XIV веке. Он, как и другие композиторы жанра, перенял традиции светских песен, исполняемых труверами – средневековыми французскими поэтами-трубадурами. Последователями де Машо стало целое поколение композиторов, большинство из которых родились в Бургундии. Наиболее известные из них — Жиль Беншуа и Гийом Дюфаи.
Особенно популярен жанр стал в конце XIX в. — первой половине XX в. Тогда его исполняли в кафе и кабаре. Постепенно мелодии приобрели популярность и стали эстрадной музыкой.
В шансоне два главных направления, которые популярны до сих пор, сформировались в середине XX века.
К классическому шансону относят песни, главной составляющей которых является текст. Обычно автор и исполнители произведения в жанре классического шансона – одно и то же лицо. В числе ярчайших звёзд направления обычно называют Эдит Пиаф, Шарля Трене и Мориса Шевалье.
Вторым направлением является «новый шансон». Они так же внимательно относятся к тексту песни, но используют в музыке различные новшества, предлагаемые другими жанрами. В произведениях нового шансона можно услышать этнические нотки, включая латиноамериканские, приёмы, характерные для рока или электронной музыки. Исполнители нового шансона – это более молодое поколение французской эстрады: Оливия Руиз, Керен Анн, Бенжамен Бьеле, его сестра Корали Клемен, Лара Фабиан.
Близким к шансону жанром можно считать французскую эстрадную песню. Её исполнителей французы называют chanteur. Их не относят к жанру шансон, так как к поэзии этих песен обычно относятся гораздо менее требовательно.
К певцам жанра, близкого к шансону, относят французских эстрадных исполнителей: Анри Сальвадор, Ив Монтан, Мирей Матье, Джо Дассен, Энрико Масиас, Далида, Милен Фармер, Патрисия Каас, Лара Фабиан.
В русской музыке так же есть направление, которое называют «русский шансон». К нему относят множество различных жанров музыки: городской романс, бардовская и блатная песни, эмигрантские, русские народные, военные и некоторые эстрадные песни. В девяностые годы понятием «шансон» стали обозначать блатную и дворовую песню, которые в этот период стали популярны. Термин стал популярен благодаря радиостанции под названием «Шансон». Позже слово стали применять и для музыки более ранних периодов, и термин получился всеобъемлющим: к русским шансонье относят таких непохожих друг на друга авторов как Пётр Лещенко, Аркадий Северный, Михаил Шуфутинский, Марк Бернес и Клавдия Шульженко. Отсюда и взялось такое неоднозначное и нередко предвзятое отношение к шансону.
Пионерами русского шансона принято считать таких вокалистов как: Ю.Убейко, С.Сарматов, ансамбль В. Гартевельда, квартет «Сибирских бродяг» Т.Строганова и А.Гирняка, М. Ямпольский, Я. Ядов, А. Баянова, Л. Утесов.
В СССР шансон долгое время оставался подпольным жанром, но после приезда Ива Монтана на Московский Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в 1957 году стал активно развиваться. Воздействие зарубежного шансона на российскую эстраду проявлялось всё ярче и отразилось на творчестве таких артистов как Ж. Татлян, М. Бернес, В.Высоцкий, Е.Агранович, Ю.Ким, А.Галич, А.Дулов, А.Городницкий, К. Беляев и А. Северный, ансамбль «Обертон», «Братья Жемчужные», «Магаданцы». Благодаря этим и многим другим музыкантам, а так же звукооператорам в восьмидесятых годах прошлого века русский шансон был возрождён.
Источники:
www.chanson.org.ru