Горловое пение
Горловое пение обычно ассоциируется с шаманами Сибири, Монголии, Тибета. Эта интересная техника пения позволяет певцу одновременно издавать звук двух, а иногда и трёх тонов. Наиболее известным считается тувинское горловое пение. По характеру звучания оно напоминает игру на хомусе (якутский варган). Тувинцы считают горловое пение видом искусства, никак не связаным с шаманством. Часто таким образом передают народные сказания.
Рассказанная таким образом история становится самостоятельным представлением одного актёра. Сказатель использует различные инструменты для звукового сопровождения своего рассказа, изображает топот лошадей или пение птиц при помощи инструментов и собственного голоса. Всё это создаёт мистическую атмосферу, и порой кажется, что сказка оживает во рту сказателя.
Основные виды горлового пения — это каргыраа (кыркыра), хоомей (кюмей), сыгыт (сыхыт), борбаннадыр (бербендер), эзенгилээр. О возникновении стиля хоомей есть красивая легенда. Говорят, был когда-то один юноша-сирота. Жил он у подножия скалы совсем один в течение трёх лет. Ветер, проносящийся между скалами, гудел, и юноша научился подражать ему. Звуки песни доносились до ближайшего поселения, люди услышали его и назвали «хоомей». Этот стиль наиболее мелодичен и певуч. Мелодия звучит в высоком решистре, а низкие тона поддерживают её.
Уроки пения в этой интересной технике даются далеко не во всех школах, однако говорят, что каждый пятый тувинец умеет так петь. Самые извечтные из них — Хуун-Хуур-Ту, коллектив, известный на мировой сцене своей традиционной музыкой. В их репертуаре есть песни в многих стилях, но горловое пение — основной из них. Солист коллектива, Кайгал-Оол Ким-оолович Ховалыг, родился в Туве, в одном из самых музыкальных её мест. Он долго работал пастухом, затем пел в различных коллективах, а через какое-то время занял центральное место в ансамбле Хуун-Хуур-Ту. Коллектив гастролирует до сих пор и постоянно удивляет слушателей необычным вокалом.